Возвращение персидского воина

Новости | 13.10.2018

Древний персидский барельеф, дважды похищенный в Азии и в Америке, был недавно по решению суда в Нью-Йорке возвращен в Иран. Вырезанное на камне изображение головы персидского воина было передано представителю Ирана в ООН, а на родину барельеф доставил президент Хасан Рухани, возвращаясь с Генеральной ассамблеи ООН.

Центральной постройкой в древнем Персеполе была Ападана – дворец с огромным парадным залом для торжественных церемоний, построенный по приказу Дария I. Ападана была построена на несколько метров выше уровня горной террасы, на которой расположен Персеполь, и к ее входу вели две лестницы. По бокам лестницы и балюстрады облицованы камнем с вырезанным изображением длинной процессии. С внутренней стороны мы видим представителей многочисленных народов Персидской империи, несущих царю дары своих стран. С внешней – идущих друг за другом воинов. Исследователи считают, что здесь изображены «бессмертные» – элитный корпус персидской армии, насчитывавший десять тысяч человек. Рельефы с этими воинами были обнаружены в Персеполе в 1933 году в ходе раскопок, которые вел Восточный институт Чикагского университета. Они были вырезаны между 510 и 330 годами до нашей эры.

 

Современная фотография части рельефа с процессией воинов в Персеполе

 

Рельеф на фотографии 1933 года из архива Восточного института Чикагского университета

Когда пропал один из фрагментов рельефа, мы точно не знаем. Это случилось в конце 1930-х или в 1940-х годах. Известно, что он появился в 1951 году в коллекции знаменитого парижского торговца древностями Поля Маллона. У него голову воина купил канадский предприниматель и коллекционер Фредерик Кливленд Морган. Цена была невысока – всего тысяча долларов. В течение всей жизни Фредерик Кливленд Морган делал крупные пожертвования Монреальскому музею изящных искусств. В 1950-х там оказался и рельеф из Персеполя.

Шестьдесят лет голова персидского воина находилась в экспозиции музея. Но сентябре 2011 года рельеф был похищен во второй раз. Неизвестный мужчина в джинсах, темной куртке и бейсболке вошел в музей среди бела дня и вынес персидский рельеф и римскую мраморную голову I века. Преступление так и не было раскрыто.

Однако персидский рельеф разыскали. В январе 2014 года он обнаружился в доме коллекционера из Эдмонтона. Тот утверждал, что считал рельеф копией и купил его у «друга своего друга» за 1400 канадских долларов. Музей в Монреале решил сохранить полученную от страховой компании после кражи сумму в 950 000 долларов, поэтому конфискованный рельеф перешел в собственность страховщика – фирмы AXA. Новый владелец быстро продал рельеф британскому торговцу древностями Руперту Уэйсу. В октябре 2017 года Уэйс предложил скульптур для продажи за 1,2 миллиона долларов на Европейской ярмарке изобразительного искусства (The European Fine Art Fair, TEFAF). Хотя основная ярмарка проводится регулярно в Маастрихте, каждый год организуются дополнительные ярмарки под брендом TEFAF в других городах, в том числе дважды, весной и осенью, в Нью-Йорке. Именно там и планировалось продать персидский рельеф.

Но власти приостановили продажу и конфисковали рельеф для судебного разбирательства, так как прокурор округа Манхеттен начал расследование по подозрению в контрабанде. Для владельца рельефа это стало неожиданностью, ведь голова персидского воина выставлялась в музее и была неоднократно опубликована задолго до 1970 года, когда была принята Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Поскольку обратной силы конвенция не имела, артефакт, вывезенный из Ирана в 1930-х, не подлежал возвращению.

Прокурор в своих действиях опирался на иранский закон 1930 года о защите культурного наследия, запретивший свободный вывоз древностей из страны. Поскольку документально подтверждено, что как минимум в 1936 году рельеф с головой воина еще находился в Персеполе, он попадает под действие этого закона. На суде прокурор проанализировал историю владения рельефом и пришел к выводу, что ни одного из владельцев нельзя признать добросовестным приобретателем, так как «покупатель должен проявить должную осмотрительность в выяснении реальности происхождения объекта вместо того, чтобы полагаться на гипотезу». Владельцы же рельефа предпочитали довериться утверждению, что он был вывезен из Ирана еще в XIX веке. У них не было доказательств, подтверждающих эту гипотезу, и они не пытались определить ее достоверность.

В июле этого года судья Верховного суда Нью-Йорка распорядился вернуть рельеф в Иран. После некоторых переговоров лондонские дилеры согласились с этим решением. И на этой неделе рельеф отправился туда, где он был создан более двадцати веков назад.